Высокая миссия педагога

Аграрные рекорды Темирхана Досмухамбетова
17 сентября, 2020
Форум вычислительных наук и технологий
9 октября, 2020
Аграрные рекорды Темирхана Досмухамбетова
17 сентября, 2020
Форум вычислительных наук и технологий
9 октября, 2020

Высокая миссия педагога

Ключевым фактором сегодня во всем мире рассматриваются интеллектуальные ресурсы развития, воздействие на сценарии будущего человеческого капитала. А эти богатства формируются высокопрофессиональным педагогическим корпусом и передовой наукой.

Преемственность и развитие

Провидчески прав был известный государственный деятель, просветитель и идеолог партии «Алаш» Ахмет Байтурсынов, утверждая: «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в цивилизации».

Рассматривая это мудрое высказывание через призму пандемии, приходишь к выводу: когда здоровье народов и человечества в целом находится под глобальной угрозой, всю цивилизацию штормит, и даже высшие ценнос­ти оказываются под вопросом.

Особенно остро новая, коронавирусная, реальность отразилась на образовании, которое в экстренном порядке было переведено на дистанционный режим. А это, как выяснилось, очень непростая задача. Ведь когда такой переход стал «позарез» необходимым, он де-факто оказался, мягко говоря, явно недостаточно эффективным.

Поэтому вполне закономерно, что 1 сентября, в первый день нового учебного года, в Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев «элект­ронному всеобучу» дал критическую оценку: «Просчеты Правительства в организации дистанционного обучения известны. До сих пор, по сути, отсутствует рабочая онлайн-платформа. Учителям, ученикам и их родителям приходится сутками «сидеть» в WhatsApp. Нужно срочно разработать единую образовательную онлайн-платформу с набором всех функций, необходимых для полноценного учебного процесса».

И еще целый ряд задач перед руководством страны и образовательной сферы ставится в разделе V «Доступное и качественное образование».

Последовательно продвигая реформы в образовании, Глава государства постоянно держит в поле зрения ключевые тренды его развития. Придерживаясь принципа «Преемственность. Справедливость. Прогресс», заявленного им еще в предвыборной платформе кандидата на пост Президента РК, Касым-Жомарт Токаев считает: «Сохраняя лучшие традиции отечественной системы образования, мы тем не менее не должны стоять на мес­те. Система образования должна находиться в поиске, постоянно развиваться». Эта установка была озвучена на педагогической конференции 2019 года.

Примечательно, что тот традиционный августовский педсовет стал важным этапом в деле повышения престижа учительской профессии и статуса педагога в казахстанском обществе. На нем была публично выражена полная поддержка основных положений инициированного Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым законопроекта «О статусе педагога». Делегатам, представлявшим все регионы страны, было разъяснено, какие плюсы и преференции сулит им готовящийся закон.

А вскоре, 2 сентября, Касым-Жомарт Токаев обратился с Посланием к народу «Конст­руктивный общественный диа­лог – основа стабильности и процветания Казахстана», где в приоритете «Новый этап социальной модернизации» на первое место поставил качество образования.

Среди конкретных поручений, зафиксированных здесь, – повышение на протяжении 4 лет заработной платы учителей в 2 раза. Беспрецедентное решение, которое стало хорошим стимулом для полумиллионного педагогического корпуса страны.

При дальнейшем кураторстве Президента к концу 2019 года был принят Закон «О статусе педагога» и утверждена Государст­венная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы.

Научиться чтить

Главное же достижение усилий многих лет по реформированию одной из важнейших сфер, чья отдача измеряется подготовкой ценнейшего ресурса развития – человеческого капитала, заключалось в том, что впервые статус отечественного педагога достиг уровня особой законодательной поддержки – отдельным законом. Причем законом весьма широкого спектра влияния, охватывающим 15 значимых направлений правового регулирования и поддержки.

И это вполне справедливо, потому что педагог – ключевая фигура системы образования, таково мое жизненное убеждение. Как ученого и профессионала средней и высшей школы. А также историческая аксиома, многократно подтвержденная на практике и отраженная в народной мудрости, крылатых изречениях мыслителей и священных писаниях.

Учителю принадлежит уникальная цивилизационная роль. Он, без преувеличения, соединяет эпохи, аккумулируя и передавая знания и умения, накопленные предшественниками, следующим поколениям. И не только знания, но и во многом миропонимание, человеческие ценности, культуру и многое другое.

Издревле отношение к Учителю во всем просвещенном мире было благоговейно-трепетным, он являлся одним из самых почитаемых членов общества, позиционировался на положении наставника, советчика и – есть факты – советника правителя.

Живший за 5 столетий до новой эры Конфуций сказал: «Самое трудное в учении – научиться чтить учителя. Но лишь чтя наставника, сможешь перенять его правду. И лишь перенимая правду, народ способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю учитель не совершает поклона – так древние чтили учителя».

Не правда ли, это изречение доныне актуально, ведь мы по-новому стараемся научиться чтить учителя. Благо общество осознает важность такого восприятия высокой миссии педагога и уже много сделало для возрождения высокого реноме профессии. Китайцы же, соответственно многовековому воспитанию преклонения перед «лаоши», в том числе и в духе конфуцианства, в этом явно преуспели. По данным исследования Varkey GEMS Foundation, учителей больше всего ценят и уважают именно в Поднебесной. После КНР с ее максимальными 100 баллами по сводному индексу благоприятствования следуют Греция (73,3), Турция (68), Рес­публика Корея (62)…

Но и на Востоке, на казахской земле, преклонение перед Учителем – в глубинной традиции. Пожалуй, высшей оценкой всеобъемлющего гения Абу Насра аль-Фараби был «титул» Второго Учителя, которым наделил его научный мир. «Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны», – написал в XV веке Алишер Навои. А наш великий Абай сказал: «Все лучшее в человеке – от Учителя».

Так и нам не надо скупиться на похвалы и комплименты в адрес тех, кто учит и воспитывает наших детей и внуков. Они заслуживают гораздо большего участия и внимания со стороны общества.

Жаль, наши литераторы, среди которых есть и выпускники педагогических институтов, перестали жаловать благодатную школьную тему. Да и журналисты к ней поостыли. То ли в калейдоскопе реформ и экспериментов утратили «нить», то ли «нерыночной» сегодня считается образовательная специфика.

А ведь еще совсем недавно на страницах газет и в телеэфире разворачивались острые дискуссии по поводу различных новаций в средней и высшей школе, свое мнение высказывали как простые преподаватели, так и маститые ученые. Школа жила в нас, пульсировала в наших жилах, процесс ее модернизации волновал всех, буквально каждый был в теме.

Кстати, меня удивляет молчание общественности в отношении долгожданного Закона «О статусе педагога». Как водится, приняли, малость пошумели, и наступила тишина, лишь стихийные всплески в соцсетях по разбору нештатных ситуаций. Будто закон сам по себе все «претворит» и решит. Так его еще разъяснять и разъяснять надо, доводить до понимания граждан. Ведь он прямо и косвенно касается всех казахстанцев: дошкольников и учащихся, студентов и педагогов, детей и их родителей, бабушек и дедушек. Сейчас что наблюдаем? Дистанционные уроки получает один ребенок, а вокруг него вынужденно суетятся несколько домочадцев, беря на себя часть миссии педагога. И пока без этого, видимо, не обойтись. Вопросов много, и на все надо искать ответы.

Практически упущен и такой важный ресурс пропаганды учительской профессии, как кинематограф. Вспомните, какие замечательные фильмы выпускались о сложно-деликатных взаимоотношениях педагогов и учащихся. «Большая перемена», «Доживем до понедельника», «Весна на Заречной улице»… Всесоюзный экран достойно дополняли киноленты «Казахфильма». «Алпамыс идет в школу», «Сладкий сок внутри травы», «Четверка по пению» – можно долго-долго перечислять.

Притягательность и мощь киноискусства нельзя недооценивать. Все мы прекрасно знаем, что блестяще сыгранные Вячеславом Тихоновым и Алексеем Баталовым роли учителя и врача отразились на профессиональном выборе очень многих советских мальчишек и девчонок, а фильм «Офицеры» резко повысил конкурсы в военные училища.

Понятен интерес современных режиссеров к истории (масштаб, возможность развернуть зрелищные сцены) и руководителей телекомпаний к мыльным операм по аутсорсингу (дешево и смотрибельно), однако не менее важно «сеять доброе, вечное». Потому напрашивается следую­щий вывод: информационную политику в рассматриваемом вопросе надо коренным образом менять. Отчасти путем перерас­пределения государственного заказа на освещение социально значимых тем.

Важно также, чтобы лучших педагогов современники знали в лицо.

Написал это и задумался, а многих ли выдающихся наших учителей рядовые казахстанцы, не связанные с системой образования, действительно помнят в лицо? Наверняка – Архимеда Искакова, слава о котором гремит с 80-х годов. Наверное, незабвенную Нуртазину Рафику Бекеновну – Героя Социалистического Труда, Қазақстанның Еңбек Ері Аягул Миразову и Алину Соловье­ву, упоминания о которых время от времени появляются на новостных порталах. И кого еще?..

Ежегодно в республике подводятся итоги конкурса «Лучший педагог», победителям которого вручаются специальные знаки и денежная премия размером 1 000 МРП. При этом СМИ, как правило, ограничиваются расширенной информацией, и вскоре событие уходит на задний план. Хотя это основание для обобщения опыта и серьезных аналитических материалов, поскольку почти за каждым таким отмеченным учителем стоит школа, своя особая стезя в профессии, методические разработки и научные исследования.

И вообще ведущие педагоги должны быть, наверное, столь же популярны и узнаваемы, как спортсмены, артисты, министры и акимы. Потому что выполняют не менее важную и ответственную работу в интересах, не побоюсь этих слов, всей страны и всего человечества.

На авансцене мировой политики

К тому же образование, во многом определяя сегодняшнее и будущее развитие человечества, выходит и на авансцену мировой политики. Не случайно одной из директивных целей состоявшейся в сентябре прошлого года 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было определено именно продвижение качественного образования.

Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на глобальном форуме подчеркнул: «Моей главной целью является создание условий для того, чтобы миллионы моих соотечественников извлекли выгоду из широкомасштабных реформ, пользовались плодами инклюзивного общества, динамичной экономики, высококачественного образования и передового здравоохранения».

Образованию в очередном Послании народу «Казахстан в новой реальности: время действий» посвящен целый раздел. Глава государства нацеливает руководство страны, частный бизнес и все заинтересованные стороны обеспечить высокое качество обучения на всех уровнях, включая дошкольное «всестороннее развитие» ребенка и привитие детям азов творчества, ремесленничества и полезных навыков в кружках и спортивных секциях, деятельность которых требуется возобновить.

Кроме того, Президентом дано поручение Правительству разработать концепцию непрерывного образования, в которой нужно предусмотреть активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоя­тельного обучения, сертификацию профессиональных навыков.

Решение таких задач по силам только специалистам высшего класса, по определению Елбасы Нурсултана Назарбаева, «учителю новой формации – духовно развитой, социально зрелой, твердой личности, компетентному специалисту, профессионально владеющему всем арсеналом педагогических средств, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию». Поэтому новое качество образования означает и новое качество подготовки педагогических кадров.

И давно назревший вопрос – усиление педагогических вузов. По данным Министерства образования и науки, из 85 имеющих лицензии на подготовку педагогов только 25–27 вузов отвечают требованиям времени, при этом квалификационную «шкалу» надо еще поднимать и поднимать, одним лишь сокращением учреждений и отзывом лицензий проблему не решить.

Безусловно, для развития высшей школы в последнее десятилетие в республике сделано немало. Мы присоединились к Болонскому процессу, осуществили переход на международную трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, расширили автономность и самостоятельность учебных заведений, академические свободы и мобильность студентов и преподавателей, внедрили массу других новаций. Казахстанские школьники стабильно завоевывают призовые места на самых престижных международных олимпиадах, демонстрируя отменные знания как результат работы педагогических коллективов.

Но большой удовлетворенности пока нет. При том что позитивные тенденции следует закреплять, надо неустанно искать все новые и новые возможности. Скажем, будущего учителя наконец-то реально «приблизить» к школе, чтобы он уже на 2–3-м курсе конкретно знал, где будет работать, и заранее стажировался, пройдя не одну практику по месту назначения. Полезным, думаю, было бы и введение правила обязательной сертификации на выходе из вузов молодых специалистов системы образования. Действуют же сертификаты в медицине, одновременно характеризуя и дисциплинируя их обладателей.

Для вузов – скрупулезные аккредитации, для их выпускников – упомянутая сертификация, чтобы школа не получала слабых учителей.

Настоящий учитель устремлен в будущее и, значит, не только учит, но и сам учится всю жизнь, профессионально воплощая принцип непрерывного образования (НО).

Интересный опыт НО накоп­лен в США. Здесь полная 12-летняя школа делится на начальную, включающую, как правило, 1–6-й классы, и различные типы старшей школы. С точки зрения плюрализма педагогического процесса следует отметить, что учащиеся высших уровней старшей школы могут изучать на правах факультатива и вузовские предметы. Тем самым, в частнос­ти, складывается непрерывная цепочка «школа – вуз».

Между тем в XXI веке актуализировалось понятие «непрерывное образование для взрослых». Особенно в Европе. Это прежде всего связано со все ускоряющейся динамикой значимых перемен в требованиях рынка труда и работодателей к работникам, а также со старением населения, растущей трудовой и иной миграцией населения, нехваткой квалифицированных кадров даже в самых развитых странах, к примеру в США. Европейская комиссия даже специальную стратегию разработала по выправлению ситуации. «Учение длиною в жизнь» становится главным принципом политики образования ЕС.

По сведениям Eurostat, 1-е место по уровню участия населения в НО занимает Дания, 2-е – Швеция, затем идут Финляндия, Франция и Нидерланды.

В Дании правительство в 2007 году утвердило стратегию непрерывного образования и европейской кооперации, ее цель – формирование общества знания с сильной конкурентоспособностью и последовательной преемственностью обучения.

И второй пример по европейской «пятерке». В Нидерландах в НО задействованы граждане от 25 до 64 лет, большинство из которых – специалисты с высшим образованием, работающие в сфере финансовых услуг, здравоохранении и образовании. То есть люди, ставящие перед собой задачи нового качественного уровня.

У нас в стране непрерывное образование тоже пропагандируется, но пока недостаточно широко. Для массового культивирования его подходов очень важно преломить в сознании казахстанцев «возрастные комплексы». Желательно, чтобы в этом оказывали поддержку СМИ, давая жизнеутверждающие сюжеты и статьи о соотечественниках, не довольствующихся достигнутым и ставящих перед собой большие цели.

Так же и наши педагоги должны настроиться на работу с максимальной отдачей, невзирая на все трудности. Потому что учителя – интеллектуальный актив общества, и сам ход развития цивилизации определил авангардную роль и ответственнейшую миссию Учителя.

С профессиональным праздником вас, уважаемые работники системы образования! Новых вам свершений на благо Отечества и всего человечества!


Автор: Бакытжан Жумагулов, депутат Сената Парламента РК, академик НАН РК

kazpravda.kz