Ключ к движению вперед

Национальная инженерная академия РК обсудила задачи и ход выполнения работ в условиях пандемии
4 августа, 2020
Аграрные рекорды Темирхана Досмухамбетова
17 сентября, 2020
Национальная инженерная академия РК обсудила задачи и ход выполнения работ в условиях пандемии
4 августа, 2020
Аграрные рекорды Темирхана Досмухамбетова
17 сентября, 2020

Ключ к движению вперед

Казахстанское общество с энтузиазмом восприняло Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий», которое продвигает в жизнь механизм стратегического планирования развития страны, введенный Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым.

Совсем не случайно в этом документе, как и в целом ряде предыдущих выступлений, Президент страны особое внимание обращает на сферу образования и науки.

В Послании, по сути, изложен новый курс развития Казахстана, направленный на принципиальную диверсификацию экономики и формирование новой модели государственного управления. А для этого нужны сильные, высокопрофессиональные и инициативные кадры.

Хорошо известно, что ключевым фактором продвижения вперед, прогресса в современном мире выступает человеческий и интеллектуальный капитал. Именно его в первую очередь и формируют сферы образования и науки.

Только качественное образование способно предоставить экономике и системе государственного управления кадры с современной конкурентоспособной квалификацией – это аксиома. Причем это относится не только ко всем «классическим» уровням образования (начальное, среднее, ТиПО, высшее и послевузовское), но и к так называемому образованию в течение всей жизни, включая повышение и изменение квалификации.

Провал в качестве на любом этапе образования способен поставить под угрозу, не побоюсь этих слов, будущее страны.

На качество образования влия­ет множество факторов. Хотел бы остановиться только на нескольких.

Один из них, особенно актуальный в последнее время, – форма обучения. Он возник из-за пандемии коронавируса, которая обусловила весной нынешнего года необходимость перехода на дистанционный метод обучения школьников и студентов.

Что касается высшего образования, то здесь такой переход прошел в целом достаточно спокойно и достойно. Положительно сказалась целенаправленная работа последнего десятилетия, направленная на достижение мировых и европейских стандартов качества.

Сказалось также официальное присоединение Казахстана к Болонскому процессу и Европейскому пространству высшего образования, переход на меж­дународную трехуровневую систему высшего и послевузовского образования, развитие академической студенческой и профессорской мобильности, внедрение кредитной технологии и гибких траекторий обучения, аккредитации вузов и прог­рамм международного уровня и многие другие новшества. А кроме того, системное влияние основанного на мировом опыте и законодательно поддержанного расширения и обеспечения самостоятельности вузов. При этом Министерство образования и науки хорошо понимает данный процесс и продолжает продуктивно работать в соответствующем направлении.

В средней же школе множество возникших принципиальных проблем породило интенсивную и во многом оправданную критику. В частности, связанную с явным недостатком компьютерной и другой коммуникацион­ной техники, необходимых мощнос­тей и охвата Интернетом, недостатками в методологии обучения и обратной связи педагогов и учащихся.

В числе проблем часто упоминается и практически сорванный проект электронного обучения e-learning.

Действительно, на этот начатый в 2011 году проект возлагались большие надежды. Как в создании цифровых образовательных ресурсов, на которые делался основной упор, так и в расширении охвата казахстанцев качественным Интернетом.

Могу процитировать сам проект: «Все участники образовательного процесса, включая учителей, учащихся и их родителей, получили возможность использовать образовательный контент информационной системы в любое время, из любой точки нашей республики, вне зависимости от того, в какой местности они находятся». И хотя само массовое дистанционное обучение в проект e-learning тогда не входило, но широкий и реальный охват Интернетом, который был предусмотрен, стал бы мощным подспорьем для дистанционного обучения.

Но дело это очень непростое. Проект был инициирован Указом Президента РК № 1118 от 7 декабря 2010 года, утвердившим Государственную программу развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы, и рассчитывался на десятилетнюю реализацию. Однако в реальнос­ти финансирование проекта было фактически прекращено уже через 2 года. А с 2016-го и сама тема e-learning досрочно исчезла из официального оборота.

При этом в 2015-м без должного обоснования была досрочно, за 5 лет до завершения, прекращена действовавшая госпрограмма на 2011–2020 годы, детально и всесторонне продуманная, сис­темно выстроенная, обеспеченная необходимыми ресурсами. Вместо нее была срочно разработана, а 1 марта 2016 года утверждена новая, существенно усеченная Государственная прог­рамма образования и науки на 2016–2019 годы. И это вызвало законное недоумение научно-образовательного сообщества.

В новую программу оказался не включенным и проект e-learning, который вместо 10 лет выполнялся только немногим более 2 лет. Естественно, запланированные результаты получены быть не могли.

Но далеко не все проблемы исчерпываются техническим обеспечением. Задача создания дееспособной системы дистанционного образования весьма сложна и комплексна. В ее решении должны быть задействованы многие государственные органы и структуры. Прежде всего – местные исполнительные органы, через которые осуществляется обеспечение педагогов и учащихся компьютерной и иной необходимой техникой, идет организационное обеспечение процесса.

Далее – центральные органы государственного управления – в сферах образования и науки (содержание и методология обу­чения, качество образования, подготовка педагогических кад­ров), цифрового развития (IT, технологическая база системы обучения, телекоммуникации и связь, информационная безо­пасность), другие структуры и подведомственные организации широкого спектра. И это еще очень сокращенный список. Но только сообща можно выстроить серьезную систему массового онлайн-обучения.

Все эти органы и организации должны нести свою долю ответственности и решать свои задачи. Они уже озвучивались, и решения здесь часто весьма непросты. Так, много нареканий вызывает качество дистанционного обучения. На мой взгляд, это вполне объективная и крайне серьезная проблема мировой значимости.

Очное обучение – это отработанный за века механизм передачи знаний от поколения к поколению. Человечество к нему хорошо адаптировано, оно стало, по сути, естественным, приемлемым и эффективным для всех нас – и родителей, и педагогов, и учащихся.

А вот массовое дистанционное обучение, особенно в среднем образовании, до сих пор не обеспечено сколько-нибудь серьезными исследованиями, методологическими разработками, педагогическими приемами и опытом. Причем это можно смело отнести не только к нашим казахстанским реалиям, но и к мировой практике в целом.

Единственная сфера, где более или менее успешно и широко (даже в общемировых масштабах) применяется онлайн-обучение – краткосрочные и тематически локальные курсы получения новых знаний и повышения квалификации для взрослых. Уже целый ряд лет эту форму обучения постоянно и с успехом используют предприятия, организации, корпорации развитых стран для повышения качества своего кад­рового потенциала.

В какой-то степени онлайн-обу­чение вошло и в практику высшего образования, но в основном как дополнение к очному процессу. Но это далеко не то же самое, что целостный и многосвязный механизм классического образования детей.

Думаю, здесь очень большое поле деятельности для ученых, педагогического корпуса, бизнеса, менеджеров сферы образования и заинтересованных государственных структур. К данному вопросу должны серьезно подключиться и вузы, особенно готовящие педагогические кадры, – для них это буквально жизненная необходимость. Только выработав принципиально новые и хорошо адаптированные к онлайн-обучению методологии и инструменты, можно будет надеяться на положительные результаты.

Пока же результативность и качество онлайн-обучения, как показала международная прак­тика, не выдерживают критики. Во многом поэтому, несмотря на продолжение пандемии, целый ряд стран отказывается от акцента на дистанционное обучение и предпринимает самые серьезные усилия для возобновления работы очной школы.

Такой подход активно поддерживается и родительским сообществом. Ведь, как показала практика, онлайн-обучение в значительной своей части становится, по сути, некоей формой домашнего образования, требую­щей от родителей постоянной помощи ребенку. Это непростая ситуация, создающая серьезную нагрузку на родителей и определенные препятствия для их собственной работы.

Необходимо особо подчерк­нуть – обучение давным-давно стало коллективным процессом. Важнейшее место занимают в нем вербальные и невербальные контакты педагогов с учащимися и учащихся между собой. Все они современным опытом поставлены на службу обучению.

Кроме того, образование и воспитание должны быть нераздельны – это органично связанные процессы. Образование, в частности, выполняет функцию содействия становлению и развитию личности, решает в этих целях широкий спектр задач. А вот такие механизмы пока еще в онлайн-обучении далеко не на должном уровне.

Поэтому, к примеру, в США Академия педиатрии рекомендует открыть школы, несмотря на вторую волну коронавируса: «Учащиеся должны физически присутствовать в школе. Школьные пространства имеют фундаментальное значение не только для академического обу­чения, но и для социальных и эмоциональных навыков детей, их психического и физического здоровья».

Традиционные формы обучения недавно поддержал и Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, отметив, что возвращение учеников в школы с соблюдением мер безопасности должно быть мировым приоритетом.

Свое продвижение в этом направлении есть у Германии, России, Китая, Великобритании, Франции, Испании, Японии и многих других стран.

Это, по крайней мере, повод задуматься. Глава государства в связи с этим подчеркнул в Послании, что «качественное образование подразумевает традиционные уроки, общение с учителями и сверстниками. Поэтому необходимо продумать порядок возврата к традиционной форме очного обучения с соблюдением эпидемио­логических требований».

И главное, образование – это лестница для сбора плодов с древа познания, а не сами эти плоды, поэтому ключевая цель обучения – научить учиться. Такой навык потребуется человеку на протяжении всей его жизни. При этом онлайн-обучение должно стать важной и полноценной частью системы образования, активно дополняя очный процесс на классических уровнях и занимая все более важные ниши в образовании в течение жизни.

Теперь о науке. Здесь уже многое делается. По инициативе Главы государства резко увеличено финансирование научных исследований, причем такое увеличение запланировано и на последующие годы с доведением его до 1% от ВВП. Это существенная поддержка нашим ученым и приближение к стандартам развитых стран.

В Послании от 1 сентября Правительству дано поручение обеспечить стажировку в ведущих научных центрах мира 500 ученых ежегодно, а также предоставлять 1 000 грантов для молодых ученых на исследования по проекту «Жас ғалым».

Но для того чтобы полнее отвечать задачам развития страны, казахстанская наука нуждается, на мой взгляд, в дальнейшем совершенствовании.

Международный опыт развитых стран показывает, что подходы к ее развитию существенно различаются для двух главных направлений: с одной стороны – фундаментальной науки, с другой – прикладных исследований и разработок.

Фундаментальные исследования за рубежом финансируются в подавляющем числе случаев государством.

А исследования и разработки в значительной части ориентированы на инновационный процесс, для чего широко используется развитая инфраструктура, обеспечиваемая в тех или иных формах наукоемким бизнесом, который проявляет повышенный спрос на современные R&D.

Ученые развитых стран хорошо информированы о потребностях производства, инновационное обновление и взаимодействие с наукой – важная составляющая любого серьезного бизнеса. При решении вопросов финансирования прикладной науки не так чрезмерно, как у нас, увлекаются наукометрией, а больший акцент делают на научной обоснованности, практическом значении и реальной востребованности исследований.

В Казахстане же этот вопрос еще далек от полного решения, бизнес достаточно слабо заинтересован в результатах отечественной науки. Несмотря на многочисленные прошлые попытки, действенная инфраструктура содействия практической инновационной реализации научных результатов также недостаточно развита.

Пока почти «в одиночестве» более или менее целенаправленно работает только Фонд науки. И то с большими препятствиями. К его деятельности надо усилить внимание, ведь она создает фундамент выстраивания доверия казахстанского бизнеса к отечественной науке – это очень полезное и нужное дело.

Естественно, с таким состоянием дел непросто будет достичь цели, поставленной в Послании Главы государства, о «привлечении науки для решения прикладных проблем национального уровня».

Поэтому сейчас требуется направить самые серьезные усилия на устранение указанных недостатков. Для этого, на мой взгляд, требуется на системной основе поставить работу по налаживанию живых контактов ученых с отечественным бизнесом.

Цель – создать площадку для систематического ознакомления ученых с состоянием, проблемами и потребностями бизнеса в НИОКР. В этом большую поддержку должны оказать объединения ученых и бизнесменов. В частности, большая роль здесь может принадлежать главному штабу казахстанской науки – Национальной академии наук РК, а также Национальной инженерной академии РК и Казахстанской национальной академии естественных наук, а со стороны производства – НПП «Атамекен» и отраслевым ассоциациям бизнеса. Это очень ответственная и перспективная задача.

Кроме того, академии наук должны взять на себя более широкую задачу пропаганды дос­тижений отечественной науки среди представителей бизнеса, населения и всех иных заинтересованных сторон.

Наконец, ответственной задачей для государственных органов, думаю, должно стать принципиальное совершенствование научно-инновационной инфраструктуры в соответствии с указанием Президента страны: «Здесь нужен свежий взгляд, новые подходы, опора на международный опыт».

Особенно необходимо создать систему действенного стимулирования реального спроса в стране на научные разработки и внедрение в практику их результатов.

Масштаб целей и задач, поставленных Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании народу Казахстана, очень большой. Работа предстоит ответственная – и на законодательном уровне, и для исполнительной власти, и для всех казахстанцев. Автор: ​ Бакытжан Жумагулов, депутат Сената Парламента РК, академик 09:02, 16 Сентября 2020


Автор: ​ Бакытжан Жумагулов, депутат Сената Парламента РК, академик

Kazpravda.kz