Учитель учителей

Научно-инженерное сообщество Казахстана понесло невосполнимую утрату.
24 января, 2021
Актуальные вопросы экологии и современные научные методы
20 февраля, 2021
Научно-инженерное сообщество Казахстана понесло невосполнимую утрату.
24 января, 2021
Актуальные вопросы экологии и современные научные методы
20 февраля, 2021

Учитель учителей

Учителем учителей почтительно называли прославленного реформатора среднего образования, Героя Социалистического Труда Рафику Нуртазину, столетие которой торжественно отмечает педагогическая общественность страны.

Ее жизнь – пример беззаветного служения благородной и одной из самых гуманных в мире профессий, которой она посвятила, – подумать только! – две трети века. Подняла престиж педагогического труда и сделала знаменитой на весь Казахстан алматинскую школу № 12.

Рафика Бекеновна внесла огромный вклад в обучение казахскому языку и была вдохновенным его пропагандистом, постоянно совершенствуя образовательные программы и разрабатывая новые методики. Она так интенсивно и плодотворно работала, что даже количество созданных педагогом-новатором школьных учебников не поддается учету. В информационных источниках цифры сильно разнятся. Я полагаю, из-за того что многие из них переиздавались на протяжении трех десятилетий. По крайней мере, в выпущенном в 2004 году библиографическом указателе трудов Р. Б. Нуртазиной значится около 120 пунктов.

Если же говорить об учениках, то счет идет на десятки тысяч. Среди них немало именитых: народные артисты СССР и Казахстана, Герои Труда, известные ученые, писатели, журналисты, министры.

Рафика Бекеновна, что само по себе символично, родилась в замечательный праздничный день 8 Марта, ассоциирующийся с весной и цветами, которыми был усыпан путь выдающегося педагога. Уже в 18 лет, учась в Казахском государственном университете, она параллельно преподавала казахский и немецкий языки в школе № 30. Окончить КазГУ ей не удалось, поскольку пришлось заменить ушедшего на фронт учителя 75-й школы. После войны возобновила учебу на филологическом факультете, но не университета, а Казахского женского педагогического института. К тому времени она твердо определилась с профессией.

Порог третьей, ставшей судьбоносной для нее, единственной на то время казахской школы № 12 Рафика Бекеновна переступила в 1947 году в качестве учителя русского языка и литературы. При этом оставались еще два институтских года. Так что первое десятилетие педагогики, с 1939 по 1949 год, прошло для нее с двойной нагрузкой: учась, она и сама учила. Как тут не вспомнить Розу Люксембург, утверждавшую, что быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других!

Энергичная и целеустремленная Рафика Нуртазина постоянно находилась в творческом поис­ке. Все годы работы в школе, не имевшей типовых аналогов в столице, она создавала и изобретала увлекательные дидактические практикумы и интеллектуальные игры, облегчающие усвоение языковых знаний.

Внедряя яркие, выразительные средства подачи учебного материала, она добивалась постоянного роста качественного уровня школьных уроков. Обладая при этом системным подходом, простая учительница разработала теоретико-педагогические и методологические основы применения различных форм и средств занимательности на уроках языка и литературы в казахской школе.

А здесь в самую точку высказывание еще одной известной дамы – американской актрисы Лолы Мей: «Когда преподаешь, нужно знать три вещи: свой предмет, кому ты его преподаешь, и то, как преподавать свой материал элегантно».

Наработанный опыт педагог-новатор обобщала в серии печатных изданий. В 1964 году вышла первая книга собрания дидактических игр в виде загадок, шарад, ребусов, кроссвордов, каламбуров и т. п. по основным разделам русского языка, составленная с учетом особенностей родного для учащихся казахского языка. Называлась она «Занимательная грамматика. Фонетика». За фонетикой в 1966 году последовала «Занимательная морфология», а в 1970-м – «Синтаксис». И это было лишь начало ее «книжной эпопеи»!

В директорский период, с 1968 по 1987 год, когда Рафика Бекеновна руководила 12-й школой, она себя проявила еще и великолепным администратором.

Именно в 1968 году ей была вручена золотая медаль «Серп и молот» Героя Труда – чрезвычайно редкая для учительского корпуса награда. Истинная подвижница просвещения, она награждение, должно быть, восприняла как импульс к повышению своего КПД. Потому что учебники, книги для чтения, методические пособия регулярно пополняли библиотеки и школьные классы, а в периодической печати выходили ее статьи по актуальным вопросам педагогики и языкознания.

В 1974 году Рафика Бекеновна успешно защитила в Москве кандидатскую диссертацию по капитально исследованной и основательно испытанной на практике теме «Пути активизации познавательных интересов при обучении русскому языку в казахской школе».

На пике популярности Рафике Бекеновне пришлось много времени провести в разъездах. Это были всесоюзные съезды профсоюзов, учителей, педагогические чтения и иного рода форумы. И представительство в целом ряде организаций и советов отнимало немало сил. А она, к примеру, была председателем президиума Республиканского совета педагогического общества Казахстана, членом Ученого методического совета Министерства просвещения СССР и такой же республиканской организации, членом редколлегий нескольких профильных журналов, четыреж­ды избиралась депутатом алматинского Совета депутатов…

Но школа на второй план не отошла, сверхзагруженность директора на ней отрицательно не сказалась. Напротив, планка перед учителями и школьниками ставилась все выше.

Поэтому вполне закономерно, что опыт работы педагогического коллектива и новаторство директора получили высокую оценку правительства и педагогической общественности. В 1984 году школа № 12 была признана лучшей в республике и награждена почетной грамотой Верховного Совета КазССР, а в 1985-м – бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Атмосфера в школе была почти семейная. Часто проводились тематические вечера и встречи с интересными людьми, в том числе и с ее выпускниками, уже ставшими известными. Большое внимание уделялось изучению казахских традиций и обычаев. Это делалось тонко и последовательно, благодаря чему учащиеся прочно впитывали духовную культуру и мудрость казахского народа, обретали национальное самоосознание. Что многим потом помогло реализоваться в культуре и искусстве. За всю эту науку и любовь ученики чтили директора школы как родную мать, преклонялись перед доброй, но и требовательной, всегда собранной, подтянутой женщиной.

Мудрая апа и в преклонном возрасте продолжала трудиться на благо отечественного образования. Она была, я бы сказал, современней иных молодых коллег и находила новые форматы для реализации своих идей, которые актуальны и сегодня.

С 1989 по 1991 год вела «Радиоуроки для Тани и Булата», адресованные тем, кто хотел говорить по-казахски в режиме естественных бытовых ситуаций. По итогам этих радиоуроков ею был создан первый в республике учебник казахского языка в комплекте с 12 аудиокассетами «Говорим по-казахски» (Алматы, 1991). Учебник, содержащий 101 урок, четко структурирован и построен на использовании ключевых речевых моделей.

А семь лет спустя, выиграв грант конкурса «Казахский язык для говорящих на других языках», Р. Б. Нуртазина написала книгу для детей дошкольного возраста «Мирастың кітабы». Герой книги – правнук Мирас, которому в увлекательной форме излагаются сказки и рассказы, вместе с которыми строятся схемы, развивающие воображение, заучиваются стихи и скороговорки, выполняются игровые задания.

Мне посчастливилось общаться с Рафикой Бекеновной, обмениваться идеями, делиться планами. И в ранге министра образования и науки был рад обратиться к ней за советом, получить доброе напутствие. Она буквально до пос­ледних дней жила помыслами о школе, переживала за нелегкое положение учительства.

Благо настало время перемен. При поддержке Елбасы ­Нурсултана Назарбаева и Президента страны Касым-­Жомарта Токаева был принят важный Закон «О статусе педагога», идет значительное поэтапное увели­чение заработной платы учителей, они теперь под надежной опекой государства. Примечательно, что сегодня новыми лидерами школьного образования, удостоенными звания Героя – Қазақстанның Еңбек Ері, стали последовательница Рафики Бекеновны директор алматинской многопрофильной гимназии № 159 имени Ы. Алтынсарина Аягуль Миразова и учительница шымкентской школы-гимназии № 1 Алина Соловьева.

Рафика Нуртазина была бы рада таким событиям… В 2013 году прервался земной путь великой труженицы. Но осталась светлая память о ней. В наших сердцах, книгах, стихах и поэмах. А главное – продолжается ее школа, лучшие традиции которой несут в систему образования ученики Учителя учителей.

И сейчас, когда Глава государства К. К. Токаев актуализировал вопрос изучения гражданами страны государственного языка, надо внимательно пересмотреть творческое наследие Рафики Нуртазиной и взять на вооружение самый ценный опыт и ­наиболее полезные наработки не теряющей передовые позиции 12-й школы.


Автор: Бакытжан Жумагулов, депутат Сената Парламента РК

kazpravda.kz