Время мобилизации сил: наука для страны и против катастроф

Cветоч Востока
13 апреля, 2020
«Черный лебедь» – бич современности?
22 апреля, 2020
Cветоч Востока
13 апреля, 2020
«Черный лебедь» – бич современности?
22 апреля, 2020

Время мобилизации сил: наука для страны и против катастроф

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ

Член Комитета по социально культурному развитию Сената Парламента РК

Мы живем в очень непростое время. Наша жизнь, здоровье, благополучие подвергаются серьезным рискам и угрозам, требующим адекватного ответа на личном, корпоративном, государственном и даже международном уровнях. Недавний по времени пример – невиданная по своим масштабам в последние десятилетия пандемия коронавируса. Она по-настоящему встряхнула каждого из нас и всю планету.

В своей статье «Когда мы едины – мы непобедимы» Елбасы Нурсултан Назарбаев глубоко проанализировал ситуацию, создавшуюся из-за пандемии в мире и в нашей стране.

Эта ситуация показала, что человечеству рановато расслабляться и «почивать на лаврах» – даже в развитых странах. А надо еще и освежить умение мобилизоваться в чрезвычайных обстоятельствах, направить на борьбу все необходимые ресурсы и возможности.

Угроза для здоровья людей и для развития экономики, вызванная коронавирусом, поистине глобальна. В таких условиях, как показывает опыт человечества, становятся крайне востребованными консолидация и солидарность. Также резко возрастает роль структур, способных действовать в чрезвычайных условиях, оказывать реальную помощь и поддержку населению и экономике, организовывать и обеспечивать сопротивление угрозе и последующую ликвидацию ее последствий.

Как показывает мировая практика, особенно последнего времени, такой структурой может являться только государство. В отличие от времен стабильного развития, надежды на рынок в условиях начавшейся катастрофы (в данном случае, медико-биолого-экономической) де-факто становятся слабыми. Нарастает вероятность, что рыночные механизмы пойдут «вразнос» – страны обрушатся в очередной или внеочередной кризис, цены на особо востребованные товары будут взвинчены «до небес», а ситуация станет еще больше разбалансированной. Поэтому в трудные времена роль государства объективно возрастает.

Любое государство основывается на единстве и требует единства. Единства воли, единства действий. К сожалению, сегодня мы видим, что не все государства способны обеспечить такое единство и, как следствие, терпят значительно больший урон от пандемии, чем страны, способные эффективно консолидироваться.

К счастью, Казахстану в этом отношении очень повезло. Суверенное государство, основанное Первым Президентом – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, даже в самые трудные 90-е годы показало уникальный пример стойкости, политической воли и целеустремленности, внутреннего единства и согласия. Эти качественные преимущества в сочетании с уникальной системой стратегического планирования и управления обеспечили признанные во всем мире успехи как во время кризисного, так и стабильного развития страны. Подобного на постсоветском пространстве не было. Это непреложные факты.

А сегодняшний Казахстан, как напомнил Елбасы, – это не Казахстан 90-х годов. Ради будущего страны и новых поколений созданы Национальный фонд и золотовалютный резерв страны. Построены сотни современных больниц и поликлиник, в столице создан ряд крупнейших научно-медицинских центров, оснащенных самой передовой техникой. Вместе с достижениями во всех других направлениях развития это должно позволить стране стойко переносить все трудности и превратности судьбы.

И есть все основания надеяться, что наше государство справится и с нынешней глобальной напастью. Двумя из главных предпосылок такой надежды, считаю, являются, во-первых, сохранение государством достаточно значимых (но далеко не тотальных) позиций во влиянии на экономику, а во-вторых, максимальная его роль и ответственность за социальную сферу. И эта надежда начинает подкрепляться практикой.

Верный соратник и продолжатель дела Елбасы – Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в самом начале эпидемии коронавируса на казахстанской земле выстроил и продолжает выстраивать достаточно жесткую и всеобъемлющую систему противостояния заболеванию. В этом направлении на постоянной основе работает специальная Государственная комиссия. Идет мобилизация сил и ресурсов, принимаются нужные меры, нацеленные на максимальное снижение «результативности» пандемии.

Глава государства подписал Указ о чрезвычайном положении. В ключевых городах и областях введен карантин, идут противоэпидемические мероприятия. В финансовом плане объем антикризисных мер составил 5 937 триллионов тенге. Установлены надбавки и выплаты для медиков, работающих на переднем крае борьбы с пандемией. Принимаются меры поддержки бизнеса, включая освобождение от уплаты ряда налогов. Устанавливаются выплаты гражданам, потерявшим доходы в период чрезвычайного положения, и так далее. Это позволяет надеяться, что ни один гражданин нашей страны не останется без поддержки. А государство сможет эффективно взять на себя ответственность за все общество и результативно реализовать ее.

Во многих других станах ситуация гораздо сложнее. В крупнейшей экономике мира – Соединенных Штатах Америки, вышедших на первое место по числу зараженных и жертв пандемии, рассматривается возможность объявить из-за коронавируса катастрофу национального масштаба. Особое положение впервые в истории США объявлено во всех штатах.

В Европе положение также очень сложное. Президент Франции Эммануэль Макрон так выразился о происходящем: «Это будет испытание солидарности. Это война». Европа быстро превысила показатели Китая и стала главным мировым очагом коронавирусной инфекции в мире. И была им вплоть до последнего времени, когда ее «рекорды» с отрицательным значением были перекрыты США.

Эксперты отмечают ряд критичных факторов, важных в этом вопросе. Так, европейские системы здравоохранения оказались недостаточно приспособленными к работе в экстремальных условиях, отсутствуют или явно недостаточны соответствующие кадровые и материальные резервы. В ряде стран ситуация усугубилась низкой ответственностью (проще говоря – безалаберностью) жителей и даже властей. В числе острых проблем, непосредственно связанных с медициной, называют излишнее дистанцирование ряда государств от этой сферы. А также неоправданный почти тотальный перекос медицины исключительно на оказание персональных медуслуг жителям (это во многом стимулировано существующими системами медицинского страхования). С повальной «экономией » и явными провалами в части обеспечения общей безопасности всего населения (например, минимизации или вообще исключения санитарных структур, возможностей полноценной санобработки и дезинфекции территорий, жилищ, транспорта и полного отрицания ее необходимости и эффективности, как и эффективности индивидуальных средств защиты – в частности, масок, запасов и производства которых в Европе в нужный момент не оказалось вообще).

Эти факторы сыграли, пожалуй, ведущую роль в том, что потери от коронавирусного заболевания в западных странах многократно превысили таковые в Китае и Южной Корее. Благо, наметились первые позитивные тенденции. В США ситуация с коронавирусом выходит на пик, в Италии, Испании и Франции дело пошло на спад. Но это не повод для успокоения – выход из пандемии будет более затянутым, чем вход. Вполне возможны повторные волны, нельзя в принципе исключить и атаки с применением других биологических объектов как естественных, так и рукотворных.

А нам, как стране, еще не достигшей эпидемического пика, будет полезно учесть этот негативный опыт как сейчас, так и в проекции на будущее.

Очень важно также осознавать, что нынешняя пандемия – не единственная катастрофическая атака современности. Спектр актуальных и потенциальных катастроф, угрожающих человечеству, сегодня чрезвычайно широк и разнообразен. Он должен восприниматься, как спектр общепланетных стратегических рисков, требующих адекватного реагирования на государственном и международном уровнях уже сегодня и сейчас, включающий множество вопросов. От глобальных изменений климата до острых проблем энергетического, водного и продовольственного обеспечения землян. От военно-политических конфликтов до проблем демографии. От международного терроризма до антропогенных и техногенных катастроф и медицинской безопасности стран и всей планеты как от естественных, так и искусственно сконструированных патогенов. Способность государства своевременно распознавать предпосылки таких кризисов, эффективно бороться с ними и минимизировать их последствия становится ключевой задачей обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития.

Что мы можем противопоставить таким катастрофам? Спектр ответов на этот вопрос чрезвычайно велик. Поэтому ограничусь только максимально мне близкой сферой – наукой. Даже у нее много задач, о которых надо вспомнить или поставить заново.

В целом от науки требуется активизировать усилия в исследовании и разработке новых теоретических, методологических, организационных и технологических основ прогнозирования катастрофических природных и антропогенных явлений и противостояния им. Это важная задача для многих направлений науки – экономики, метеорологии, политологии, геологии, биологии, медицины, экологии, агронауки и т.д.

Особое направление поисков возникает из-за наблюдающихся в последнее время информационно-психических войн и атак самого высокого (вплоть до общемирового уровня). Именно такие атаки, в частности, сопровождали и сопровождают нынешнюю пандемию коронавируса. Они крайне опасны искусственным созданием паники, страха, внушением ложных установок и т.д. Например, по Италии некоторые эксперты говорили, что страх там убил не меньше людей, чем сам коронавирус. Здесь возникает двумерная задача противостояния подобным атакам как со стороны психологической науки (организации помощи людям), так и со стороны IT-технологий (противодействие проникновению в страну соответствующих IT-ресурсов).

Необходимо также более ответственно ориентировать медицинскую науку на решение задач, связанных с вопросами медицинской безопасности населения и противостояния инфекционным угрозам, усилить финансирование соответствующих исследований, подготовку квалифицированных врачебных и научных кадров. Нарастить поддержку молодых ученых и предпринять меры по системному улучшению эффективности как создания новых разработок, так и их внедрения в практику.

У нашей медицинской науки уже есть определенные достижения. Так, за разработку диагностических тест-систем для определения коронавируса заслужили теплых слов Президента страны Касым-Жомарта Токаева коллективы Национального научного центра особо опасных инфекций имени М. Айкимбаева и Национального центра биотехнологии. Такое продвижение нужно активно поддержать и продолжить. Возможно, с учетом нынешнего опыта стоит еще раз продумать систему страховой медицины страны, привлечь к ее совершенствованию ведущих ученых и практиков.

В целом, следуя требованиям Главы государства, нужно предметно проанализировать все вопросы научного обеспечения здравоохранения, чтобы обеспечить готовность к будущим вызовам. Глава государства назвал медиков, находящихся на передовой борьбы с пандемией, «героями антивирусной битвы». Думаю, и представителям нашей медицинской науки надо стремиться к этой высокой планке.

Более того, настало, очевидно, время вспомнить, что наука является не только «помощницей» достаточно вяло софинансирующих ее бизнесменов, как почему- то было принято думать в течение ряда предыдущих лет. Конечно, научно инновационный процесс важен в современном мире, но только им предназначение науки далеко не исчерпывается. Она в своей глубинной сущности является одним из важнейших стратегических ресурсов выживания и развития человечества, как главный поставщик знаний, необходимых как для развития, так и для обеспечения безопасности людей и стран в экстремальных ситуациях. Об этом мы стали забывать в сравнительно благополучные времена, и в результате отечественная наука стала давать существенно меньшую отдачу в приведенном выше ракурсе.

Поэтому очень своевременно 10 апреля на заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению прозвучали жесткие слова Главы государства о необходимости осуществить радикальную реформу здравоохранения, образования и науки. Кризис, как выразился Президент страны, обнажает все недостатки, несет в себе огромные возможности.

Полагаю, что в плане науки надо, во-первых, поставить задачи получения знаний, реально необходимых для развития государства, его экономики и социума, современного математического цифрового моделирования ключевых процессов в этой сфере, а также обеспечения большей ее устойчивости в условиях кризисов и широкого спектра возможных катастроф. Во-вторых, для этого следует более существенное внимание обратить на государственную поддержку фундаментальных и поисковых исследований такой направленности. В-третьих, вернуть достойный статус науке и ученым страны, чтобы они вновь осознали свою по-настоящему государственную значимость. При этом крайне необходимо соответственно (и ответственно!) реформировать и систему государственного управления наукой.

Сегодня, как никогда, актуальны и востребованы выдержка, самообладание и единство, к которым призывает в своей статье Елбасы Нурсултан Назарбаев. Требуется кардинальная мобилизация и активизация здоровых центростремительных сил. Еще большее сплочение казахстанцев и нашего государства, активное противостояние деструктивным силам, мудрость, дисциплина и самодисциплина. Уверен, что на этой основе и сообща мы сможем победить все трудности.


Общественно-политическая газета «ЛИТЕР» № 56 /3723/ — от 18 апреля 2020 г.